Западная граница Коралового моря проходит вдоль побережья Квинсленда (Австралия), включая пролива Торреса, от северо-западной точки полуострова Кейп-Иорк (11° 06' с. ш., 142° 03' в. д.) до устья реки Бенсбах (остров Новая Гвинея). Северная граница проходит вдоль побережья Папуа до острова Гадо-Гадоа (10° 38 ю. ш., 150° 34 в. д.), далее вдоль изобаты 180 м к барьерному рифу Дагула-Папуа через риф Улума к рифу Лавик (11° 43 ю. ш., 153° 56' в . д.) в районе острова Тагула и отсюда к южной точке острова Реннел, южной точке острова Сан-Кристобаль (Соломоновы острова) к островам Нупани (острова Санта-Крус, 10° 4' ю. ш.,
16° 40' в. д.) и к островам Дафф. Затем граница идет на юг к острову Мера-Лава в архипелпгу Новые Гебриды и вдоль восточных берегов этих островов к острову Анейтыом. От этой точки граница Коралового моря проходит на юго-западе к острову Накануи в районе острова Новая Каледония и далее к рифам Мидлтон, Элизабет, к 30° ю. ш. и на запад к берегам Австралии. На западе Коралового моря узким и мелким проливом Торреса соединяется с Арафурским морем, Тиморским морем и Индийским океаном. На В оно соединяется с Фиджи морем на юге — с Тасмановым морем.
Рельеф дна Коралового моря
В Кораловом море находятся три крупнейших в мире барьерных рифа: Большой Барьерный риф Квинсленда у побережья Австралии, Барьерный риф Тагула окаю юго-восточного побережья Папуа и архипелага Лунзнада и Новокаледонский барьерный риф, окружающий остров Новая Каледония. Этот риф тянется на северо-запад до рифов Д'Антркасто (не путать с островами Д'Антркасто, расположенными к востоку от Папуа!) и на юго-восток до острова Пен (Куние).
В Кораловом море есть три широких поднятия: поднятие Меллиш в центральной части с рифами Меллиш, которое отмечается изобатой 3000 м; поднятие Луизиада, связывающее архипелаг Луизиада с Новой Каледонией; поднятие Индинс- пенсабл, соединяющее о. Реннелл и рифы Индинспенсабл с Новыми Гебридами.
В Кораловом море выделяют три основные котловины: котловину Коралового моря (включая впадину Карпентер, 4899 м, названную так Петерманом в 1877 г.), Новогебридскую и Санта-Крус. Также отмечают несколько менее обширных впадин и котловин: впадина Квинсленд (Фейрбрндж называет ее желобом) отделяет плато Коралового моря от шельфа Большого Барьерного рифа; котловина Фредерик отделяет котловину Коралового моря и Большой Барьерный риф от плато Беллона и вероятно, соединяется на юге мелководным проливом с Тасмановой котловиной; Новокаледонская впадина отделяет Новую каледонию от плато Беллона как бы в виде краевой впадины соеденяющейся однако глубинными порогами с впадиной острова Норфлок впадина Луфйоте разделяет Новую Каледонию и остров Луайоте.
Приливы в Кораловом море
Поверхностные течения. Под влиянием муссонов с января по март в Кораловом море между Соломоновыми островами и Новыми Гебридами входит Южное Пассатное течение. В остальную часть года в этот район вторгаются пассатные ветры. Как муссоны, так и пассаты влияют на Восточно-Австралийское течение, которое идет на юг над восточно-австралийским материковым склоном примерно от 20° ю. ш.
Водные массы
Водные массы формируются под воздействием различных климатических режимов и перемещаются на глубинах соответственно их плотностям. Распространение и смешение водных масс можно заметить по изменениям солености. Характеристики поверхностных вод Кораловом море в основном зависят от циркуляции системы Восточно-Австралийского течения. Эта система состоит из теплой, умеренно соленой экваториальной воды и более соленой и холодной субтропической подповерхностной воды. На большей части Коралового моря слой воды высокой солености располагается на глубине 100—200 м. Субтропическая подповерхностная вода формируется на поверхности в районе южного субтропического антициклона вблизи островов Восточных. Одна из ветвей этого потока входит в Кораловое море между Новыми Гебридами и Соломоновыми островами.
Ниже слоя с максимальной соленостью (~35,9 пром) соленость резко понижается и достигает минимальной величины (—34,5 пром) на глубине 1000 м при температуре—5° С — это антарктическая промежуточная вода, которую можно проследить до района ее формирования на поверхности Южного океана (зоны антарктической конвергенции). Эта вода входит в Коралового моря из южной части Тихого океана между Новой Зеландией и островами Фиджи, примерно около 25° ю. ш.
Придонные воды Коралового моря — североатлантические глубинные воды. Эти воды отличаются низкой соленостью (~34,7 пром) и температурой около 1,7° С.
Гидрохимия
Отношение Р/О в водных массах Коралового моря ниже эвфотической зоны и в более глубоких водах, в которых преобладающую роль играют антарктические промежуточные воды, почти равно отношению Р/О в других океанах. В глубинных водах содержание кислорода выше; поверхностные воды имеют более высокую концентрацию фосфатов. Это подтверждает антарктическое происхождение промежуточных вод. Содержание фосфатов в поверхностных водах указывает на более близкую связь с водами Тихого океана, чем с водами Антарктики.
Донные осадки
Осадки Коралового моря составляют в основном пелагические красные глины и глобигериновые илы. Под красными глинами на абиссальной равнине Папуа Краузе обнаружил илистые осадки (толщина несколько дюймов), состоящие из илов оливкового цвета и карбонизированных частиц дерева. Предполагается, что они принесены мутьевыми потоками из реки Флай (Новая Гвинея) по глубокому каналу. Обширные районы плато покрыты коралловыми песками и карбонатными илами, а лагуны больших барьерных рифов — преимущественно терригенными осадками. Осадки кораллового происхождения найдены здесь только на небольших участках. Вокруг архипелага Новые Гебриды находятся обширные районы вулканических осадков.
История развития Коралового моря
Согласно современным представлениям, котловины подстилает океаническая кора мощностью около 5 км, подводные плато — менее мощные квазикратонные породы являющиеся бывшей материковой корой (10—20 км); орогенические пояса — сиалические корни (15—25 км), а более древние края материков — материковая кора (30 км и более).
Структурная система Восточного Квинсленда включает докембрийский фундамент, выходящий на поверхность у края шельфа на северо-восток, продолжающийся под пролив Торреса и снова выходящий на поверхность на мелководье Южного Папуа; далее на юг последовательно идут пояса раннего палеозоя и орогенические пояса позднего палеозоя.
Осадки триасового возраста и более молодые встречаются в небольших тафрогенических бассейнах, в основном в виде материковых фаций. осточный край Квинсленда, по-видимому, не соприкасался с водами океана до большого сброса Кошиуской эпохи (плиоплейстоцен).
Орогенический пояс Новая Гвинея — Новая Каледония содержит эвгеосинклинальные фации в основном палеозойского и мезозойского возраста с ультраосновными интрузиями при значительной толщине подводной лавы.
Орогенические процессы происходили вплоть до третичного периода, в плейстоценовый период эти процессы происходили более спокойно — в основном наблюдались локальные сбросы. Новокаледонский барьерный риф, по-видимому, образовался в результате эветатических колебаний. Это подтверждается и тем, что параллельный ему хребет Луайоте, расположенный на северо-востоке, свидетельствует как о поднятиях суши, так и об опускании океанического дна в позднечетвертичный период (процесс орогенезиса в этом районе, по-видимому, еще активен). Складчатая область Новой Каледонии простирается далее на юг через хребет Норфолк до Новой Зеландии и указывает на существование многих литологических и палеонтологических корреляций. И наоборот, наблюдается полное отсутствие сходства с Восточным Квинслендом.
Вулканический пояс Соломоновы острова — острова Санта-Крус — Новые Гебриды, по-видимому, является ювенильной эвгеосинклиналыо и имеет сложные вулканические накопления с морскими туфами и известняками средне третичного возраста. Многие же острова относятся к четвертичным вулканическим образованиям, а некоторые из них все еще активны. Эта зона отличается высокой сейсмической активностью как на малых, так и на больших глубинах.
Впадины являются рубцами разрыва, обусловленными в основном расширением и горизонтальным смещением вдоль больших поперечных сбросов. Тонкая океаническая кора котловин представляет собой все еще не разрешенную проблему в геофизике. До сих пор неясно, является ли; кора новой, образованной растяжением границ, или это какая-либо форма смещения, или остатки первичного океана.
В отношении подводных плато, наоборот, все довольно определенно: это бывшие мелководные шельфовые районы, которые опустились в тот период, когда обширные рифовые участки (возникшие в водах глубиной 20 м и менее) поднялись и образовали самые высокие в рифы Этот вопрос представляет большой интерес геотектоников, поскольку рост кораллов относительно медленный и они будут «затоплены» при любом внезапном тектоническом разрушении плато. Известно, что такие плато (в которых совсем отсутствуют вулканические конусы) медленно погрузились от уровня материковой коры до глубин 1000—2000 м и даже, возможно, более. По-ви-димому, плато Коралового моря отрезано от шельфа Квинсленда обрывистым сбросом и по мере погружения приобрело наклон в северном направлении. Это явление можно объяснить растяжением и утонением материковой коры.